Пояснительная записка к учебному плану Нормативные основания составления учебного плана Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад компенсирующего вида № 356 (далее по тексту - МБДОУ) разработан в соответствии со следующими документами: 1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2020г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования»; 3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; 5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО); 6. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) Департамента общего образования 28 февраля 2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». 7. Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 71149); 8. Уставом МБДОУ– детский сад компенсирующего вида № 356. 9. Адаптированной образовательной программой – образовательной программой для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (далее по тексту – АОП). Концептуальные основания (принципы) формирования Учебного плана Содержание Учебного плана разработано в соответствии со следующими принципами: принципом научной обоснованности и практической применимости (содержание учебного плана соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); принципом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, интеграции содержания и видов деятельности; 2 принципом комплексно-тематического построения образовательного процесса; решением программных образовательных задач в организованной образовательной деятельности и совместной деятельности взрослого и детей и построением образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; принцип культуросообразности образования. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики определены с учетом СанПиН 2.4.1.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21). Учебный план МБДОУ соответствует Уставу, реализуемому учебно-методическому комплекту (далее – УМК) в рамках АОП для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ – детского сада компенсирующего вида № 356, отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием и АОП. Учебный план МБДОУ на 2023 – 2024 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Дошкольное образовательное учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. На 01.09.2023 года в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детский сад компенсирующего вида № 356 функционирует 5 групп компенсирующей направленности для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи: Средняя группа (с 4 до 5лет) – 2 Старшая группа (с 5 до 6 лет) – 2 Подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет) – 1 Группы укомплектованы в соответствии с заключениями ТПМПК, возрастными нормами. В структуре Учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, устанавливается соотношение между частями. Обязательная часть представлена с учетом УМК Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи0 с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой . Содержание образовательной работы проходит по 5 образовательным областям: - социально - коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно – эстетическое развитие; - физическое развитие. 3 Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей- осуществляется как в виде непрерывной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.). Непрерывная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструирования, музыкальной, самообслуживания и элементарного бытового труда, восприятия художественной литературы и фольклора) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает взаимодополнение в содержание образовательных областей обязательной части, отражает специфику дошкольного образовательного учреждения; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать национально-культурные, демографические, климатических условия, в которых осуществляется образовательная деятельность с учетом комплекса УМК (парциальных программ). Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательной деятельности – совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде организованной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.) Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструирования, музыкальной, самообслуживания и элементарного бытового труда, восприятия художественной литературы и фольклора) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы. Программно – целевые основания (УМК АОП ДО) Учебный план разработан с учетом УМК, утвержденным в АОП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи. Для реализации АОП части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом запросов родителей и особенностей развития и интересов детей дошкольного возраста предусмотрен УМК: образовательной программы «СамоЦвет» под редакцией О.А. Трофимовой, О.В. Толстиковой, Н.В. Дягилевой, О.В. Закревской, 2019 г. (дополнение содержания АОП ДО с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий). Планирование в группах: 4 Средняя группа (с 4 до 5 лет) Освоение АОП осуществляется в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений через организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет 100% от общего нормативного времени. Время, отведенное на занятия, составляет 40 минут в день, 200 минут (3 часа 20 минут) в неделю. Продолжительность занятия не превышает 20 минут. В середине времени, отведенного на занятие, проводится перерыв физкультминутка. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут. С целью коррекции речевых нарушений у воспитанников, в обязательной части занятия по речевому развитию и формировании целостной картины мира проводит учитель – логопед. Занятия проводятся по подгруппам. Сформированные учителем-логопедом речевые умения детей закрепляются в процессе развития их представлений об окружающем мире, элементарных математических представлений, в ходе физического и музыкального воспитания, в конструктивной и изобразительной деятельности воспитателем и специалистами, работающими на группе (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель). Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной деятельности педагога с детьми. Конструктивно-модельная деятельность планируется в вечернее время в совместной деятельности взрослого с детьми 1 раз в неделю. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части АОП образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах. Старшая группа с 5 до 6 лет Освоение АОП осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений через организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет 100% от общего нормативного времени. Время, отведенное на занятия, составляет 50/75 минут в день, 325 минут в неделю. Продолжительность занятия не превышает 25 минут, занятия организуются в первую и во вторую половину дня. В середине времени, отведенного на занятие, проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут. Занятия по речевому развитию проводит учитель-логопед – 3 раза в неделю. Одно занятие – фронтальное, 2 подгрупповых. Сформированные учителем-логопедом речевые умения детей закрепляются в процессе развития их представлений об окружающем мире элементарных математических представлений, в ходе физического и музыкального воспитания, в конструктивной и изобразительной деятельности воспитателем и специалистами, работающими на группе (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель). Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной деятельности педагога с детьми. Конструктивно-модельная деятельность планируется в вечернее время в совместной деятельности взрослого с детьми 1 раз в неделю. 5 Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части АОП образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах. 1 раз в неделю в организованной образовательной деятельности. Подготовительная к школе группа с 6-7 лет Освоение АОП осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений через организованную образовательную деятельность (занятия) и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет 100% от общего нормативного времени. Время, отведенное на занятия, составляет 480 минут (8 часов) в неделю. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности в утренний отрезок времени составляет 90 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между периодами непрерывной образовательной деятельности составляет не менее 10 минут. Непрерывная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста может проводиться во второй половине дня после дневного сна. Продолжительность ее составляет 30 минут. В связи с этим, в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи во вторую половину дня вынесено рисование (2 раза в неделю – понедельник и среда), лепка/аппликация (1 раз в неделю - четверг); Одна из трех двигательных деятельностей с детьми коррекционной группы проводится на открытом (свежем) воздухе. Образовательную деятельность коррекционной группе осуществляют: воспитатели группы, учитель – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Учитель – логопед проводит с детьми по подгруппам образовательную деятельность по речевому развитию 3 раза в неделю – понедельник, среда, чередуя ее с изобразительной деятельностью, которую проводит воспитатель группы. В пятницу развитие речи учителем – логопедом проводится фронтально. Познавательно – исследовательская деятельность (формирование целостной картины мира) проводится учителем – логопедом со всей группой одновременно во второй половине дня в четверг. Педагог осуществляет сопровождение детей во время проведения образовательной деятельности воспитателей группы и других специалистов. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части АОП образовательной программой «СамоЦвет», разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий уральского региона в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах 1 раз в неделю в организованной образовательной деятельности. Учебный план является приложением к АОП, составляется ежегодно, принимается на Педагогическом совете, утверждается приказом заведующего МБДОУ. 6 Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада компенсирующего вида № 356 Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2023-2024 учебный год Образовательная область Вид детской деятельности Объем нагрузки в неделю (продолжительность/количество) пятый год жизни Обязательная часть Социальноигровая, коммуникативная коммуникативное развитие самообслуживание и элементарный бытовой труд, безопасность Познавательное развитие познавательно – исследовательская (ФЦКМ формирование целостной картины мира) конструктивно-модельная (развитие математических представлений) Речевое развитие коммуникативная (речевое развитие) Художественно – эстетическое развитие изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд) музыкальная деятельность (музыкальное развитие) восприятие художественной литературы и фольклора Физическое развитие двигательная активность (физическая культура) ИТОГО по обязательной части (количество, в минутах) Часть, формируемая участниками образовательного процесса Интеграция всех образовательная программа «Самоцвет» образовательных областей ИТОГО по части, формируемой участниками ОО ежедневно в образовательной деятельности в режимных моментах, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье 1 раз в неделю, 20мин в совместной и самостоятельной игровой деятельности 1 раз в неделю, 20 минут 1 раз в неделю, 20 минут в совместной деятельности в вечернее время и в режимных моментах 1 раз в неделю, 20 минут 1 раз в неделю чередование 20 минут 2 раза в неделю, 40 мин ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми. в образовательной деятельности, в режимных моментах 3 раза в неделю 60 мин 200 минут (10) ежедневно в ходе совместной образовательной деятельности педагога с детьми 200 минут (10) 7 Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада компенсирующего вида № 356 Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2023-2024 учебный год образовательная область Обязательная часть Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие вид детской деятельности Объем нагрузки в неделю (продолжительность/количество) старшая группа (5-6 лет) шестой год жизни игровая, коммуникативная самообслуживание и элементарный бытовой труд, безопасность познавательно – исследовательская (формирование целостной картины мира/ФЦКМ) (математическое развитие-развитие математических представлений/ РМП) конструктивно-модельная коммуникативная (развитие речи) изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд) музыкальная деятельность (музыкальное развитие) восприятие художественной литературы и фольклора двигательная активность физическая культура ИТОГО по обязательной части (количество, в минутах) Часть, формируемая участниками образовательного процесса Интеграция всех Образовательная программа «Самоцвет» образовательных областей ИТОГО по части, формируемой участниками ОО ежедневно в образовательной деятельности в режимных моментах, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье 2 раза в неделю 50 мин в совместной и самостоятельной игровой деятельности 1 раз в неделю 25 минут 1 раз в неделю 25 минут 1 раз в неделю, 25 минут в совместной деятельности в вечернее время и в режимных моментах 2 раза в неделю, 50 минут 2 раза в неделю 50 мин ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми. в образовательной деятельности, в режимных моментах 3 раза в неделю, 75 мин 325 мин (12) ежедневно в ходе совместной образовательной деятельности педагога с детьми 300 минут (12) 8 Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада компенсирующего вида № 356 Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2023-2024 учебный год Образовательные области Обязательная часть Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Виды детской деятельности игровая, самообслуживание и элементарный бытовой труд, безопасность познавательно – исследовательская (формирование целостной картины мира/ФЦКМ) (математическое развитие-развитие математических представлений/ РМП) Речевое развитие коммуникативная (развитие речи) Художественно – изобразительная деятельность (рисование, лепка, эстетическое аппликация, ручной труд) развитие музыкальная деятельность (музыкальное развитие) восприятие художественной литературы и фольклора Физическое развитие двигательная активность (физическая культура) ИТОГО по обязательной части (количество, в минутах) Часть, формируемая участниками образовательного процесса Интеграция всех Образовательная программа «Самоцвет» образовательных областей ИТОГО по части, формируемой участниками ОО Возрастная группа (коррекционная) седьмой год жизни ежедневно в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей 3 раза в неделю 120 мин 2 раза в неделю, 60 мин 1 раз в неделю, 30 мин 3 раза в неделю, 90 мин 2 раза в неделю, 60 мин 1 раз в неделю, 30 мин 3 раза в неделю, 90 мин 450 мин (15) ежедневно в ходе совместной образовательной деятельности педагога с детьми 450 мин (15) 9 Оздоровительная работа и совместная деятельность в ходе режимных моментов Вид детской деятельности утренняя гимнастика гигиенические процедуры ситуативные беседы при проведении режимных моментов чтение художественной литературы прогулки комплексы закаливающих процедур Периодичность ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Интеграция образовательных областей (примерная) социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах детской деятельности Вид деятельности восприятие художественной литературы и фольклора конструирование игровая деятельность коммуникативная деятельность (общение при проведении режимных моментов) самообслуживание и элементарный бытовой труд Периодичность ежедневно 1 раз в неделю ежедневно ежедневно Интеграция образовательных областей (примерная) социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие ежедневно Самостоятельная деятельность детей Вид деятельности игровая деятельность самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития (интеграция всех видов детской деятельности) познавательно-исследовательская деятельность Периодичность ежедневно ежедневно Интеграция образовательных областей (примерная) социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие ежедневно 10