Пояснительная записка Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых. Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации. Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов. Л. С. Выготский говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком. При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники. Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника. Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Цель программы: Основная цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей ,мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения. Задачи: *Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов. *Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы. *Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности. *Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов. *Формировать умение оценивать созданные изображения. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Новизна программы заключается в создании условий для детского художественного - творчества позволяющие педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса. Актуальность разработанной программы: Занятия позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования. При распределении разделов программы обучения учитывались основные принципы: *Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей); *Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.); *Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей); *Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий); *Принцип динамичности (от самого простого до сложного); *Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала); *Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений); *Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями); Основные способы и формы работы с детьми Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изо деятельности. Общее количество занятий в год -72., время занятий 25 мин. Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 5 -7 лет и рассчитана на два года обучения. Форма проведения работы: теоретические, практические, групповые. В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); - наглядные -практические -игровые Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы. Материалы и инструменты, необходимые для работы: 1. Бумага разного формата и цвета. 2. Гуашь. 3. Акварельные краски. 4. Ватман. 5. Картофель, морковь. 6. Поролон. 7. Капустные листы. 8. Воздушные шары. 9. Листья деревьев. 10. Кисточки. 11.Чашечки для гуаши. 12. Баночки для воды. 13. Заготовки рисунков. 14. Салфетки влажные. 15. Зубная паста. 16. Пластиковые вилки 17. Крупы 18. Пенопласт 19. Бисер, бусинки 20.Ленты разноцветные 21. Трубочки 22. Соль Ожидаемый результат Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует: - развитию мелкой моторики рук; - обострению тактильного восприятия; - улучшению цветовосприятия; - концентрации внимания; - повышению уровня воображения и самооценки. -Расширение и обогащение художественного опыта. -Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом. -Сформируются навыки трудовой деятельности -активность и самостоятельность детей в изодеятельности; -умение находить новые способы для художественного изображения; -умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства Виды и техники нетрадиционного рисования Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования: Монотипия предметная выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. Монотипия пейзажная Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. Кляксография с трубочкой Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Отпечатки листьев Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти). Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Восковые мелки + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. Свеча + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Набрызг Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Ниткография Средства выразительности: цвет, линия, фактура. Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти. Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов. Рисование по мокрому Средства выразительности: пятно. Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть. Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане. Мыльные пузыри Средства выразительности: цвет, фактура, пятно. Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги. В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Оттиск смятой тканью Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань. Оттиск фруктами Средства выразительности: цвет, пятно. Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага. Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу. Пуантилизм (рисование тычком) Средства выразительности: цвет, пятно. Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги. Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью. Формы подведения итогов в конце года. -Проведение выставок детских работ -Проведение мастер-класса среди педагогов \Перспективно-тематическое планирование Тема занятия Нетрадиционные Задачи техники Сентябрь 1 Различные Совершенствовать умения и навыки в Диагностика свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. 2 Рисование Вызывать у детей приятные «Летний восковыми воспоминания о лете; учить отображать дождь» мелками и состояние погоды (Дождь); упражнять в акварелью рисовании различными материалами. 3 Пластилинография Способствовать развитию умений и «Волшебный навыков в работе с пластилином, зонтик» фантазии, мелкой моторики пальцев рук. Содействовать воспитанию интереса к занятиям пластилинограф. 4 Кляксография. Закрепить представления детей о «Воздушные цветовом многообразии, ознакомить с шары» хроматическими и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Октябрь Познакомить с техникой печатания 5 яблоком, поролоновым тампоном. Заготовка на Показать приём получения отпечатка. Оттиск печаткой зиму «Компот Учить рисовать яблоки и ягоды в банке. из яблока из яблок» Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. 6 Познакомить с приемом Печатание Осенний букет печати листьями. Воспитать у ребенка листьями художественный вкус 7 Рисование Познакомить детей с техникой «Подводный мыльными рисования мыльными пузырями. мир» пузырями Продолжать учить детей работать с гуашью. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественноэстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. Познакомить с техникой сочетания 8 Рисование акварели и восковых мелков. Учить «Улитка» восковыми детей рисовать восковым мелком по мелками, солью контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Материал Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. Лист А4, набор цветных восковых мелков; акварельные краски; кисти с широким ворсом,. Картон с изображением на нем зонта, размер ½ А4,набор пластилина, доска для лепки, салфетки для рук. Листы бумаги, кисти, гуашь, набор фломастеров, салфетки, готовые работы по кляксографии для образца. Лист, гуашь, трафареты банок, половинки яблок, кисточки, салфетки, баночки с водой. Засушенные листья, краска, кисти, бумага. Листы бумаги А4 ½, мыльный раствор разных цветов, соломинки, салфетки. Лист бумаг, набор цветных восковых мелков, соль, кисти с широким ворсом, стаканчик с водой, 9 Осенний ковер Печать растений Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. салфетки, иллюстрации, изображающие пейзаж Засушенные листья, краска, кисти, бумага. Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Учить рисовать на ветке ягодки (ватными палочками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Создать условия для обучения моделированию образа ежа путем изображения иголочек на спине с использованием нетрадиционного материала- семечек, созданию композиции. Лист бумаги, клей ПВА, рис, ватная палочка, акварельные краски, стаканчик с водой. Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью. Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. Познакомить детей со способами изображения как монотипия (отпечаток), рисованием ниточками. Показать выразительные возможности, Листы, гуашь, кисти, палитра, салфетки. Ноябрь 10 Цыпленок Рисование с помощью риса, ватные палочки 11. Рябинка Рисование ватными палочками 12. «Первый снег». Оттиск печатками из салфетки 13 «Ежик» Пластилинография Лист бумаги, , ватная палочка, акварельные краски, стаканчик с водой. Листы бумаги, краски, салфетки цветные Картон с изображением контура ежика, пластилин, доска для лепки, стеки, семечки., влажная салфетка. Декабрь 14 Зимний лес Печать по трафарету, рисование пальчиками 15 «Снегири на ветках» Тычок жесткой полусухой кистью 16 «Зимние узоры» Рисование нитью Листы, гуашь, кисти, стаканчики с водой, палитра, салфетки , фартуки Листы, гуашь, стаканчики с водой, нити, салфетки. 17 «Новогодние подарки» Январь 18 «Праздничный салют» 19 «Елочка» Рисование свечей и акварельными красками Раздувание красок Пластилинография 20. Снеговичок Комкание бумаги (скатывание) Февраль 21 «Разноцветное небо» Рисование на мокром листе 22. «Соленое море» Рисование солью, по мокрой краски особенности рисования данными способами. Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности. Вызывать у детей приятные воспоминания о новогоднем празднике; упражнять в рисовании различными материалами. Лист А4, свечи; акварельные краски; кисти с широким ворсом,. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, трубочка Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы. Освоение техники рисования по мокрой бумаги. Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Продолжать развивать фантазию и воображение детей. Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка. Освоение техники рисования с солью по сырой краске. Листы, акварельные краски, кисти с широким ворсом, стаканчики с водой, салфетки. Рисунок с изображением елочки; пластилин. Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА. Листы, акварельные краски, кисти с широким ворсом, соль, стаканчики с водой, салфетки. 23 «Зимний пейзаж». Кляксография. Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. 24 «Красивые картинки из разноцветной нитки» ниткография (рисование нитью). Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. Освоение техники рисования – ниткография. Рисование ладошками. Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти. Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности. Листы, акварельные краски, восковые свечи, кисточки, салфетки. Март 25 «Букет для мамы». 26 «Подснежники» Акварель, восковые свечи 27 «Наша улица». Печатание, набрызг, силуэтное рисование 28 «Весеннее дерево» Рисование Ватными палочками 29 «Картина настроения» Рисование мыльными пузырями Апрель Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования тычок с помощью ватных палочек.. Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление. Развивать у детей способность различать и сравнивать эмоциональные ощущения, учить реализовывать свои мысли, чувства в художественной форме. Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. Листы, гуашь, стаканчики с водой, нити, салфетки. Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания. Манка, тычки, мятая бумага, клей… Листы бумаги, краска, ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки . Листы бумаги, мыльный раствор разных цветов, соломинки. 30 «Звездное небо» Печать поролоном по трафарету; набрызг 31 «Космические дали» Набрыг 32 «Веселые кляксы» Кляксография 33 «Плюшевый медвежонок». Способ изображения рисования поролоновой губкой Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа Пластилинография. Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. Открытки с цветами, картон, пластилин. 35 «Цветочная поляна». Рисование ватными палочками Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. 36 «Вот и лето пришло» Различные Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. .Листы бумаги, краска, гуашь, кисточки, ватные палочки, нити, мыльный раствор, салфетки. Май 34 «Букет к 9 мая». Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности с помощью техники - «Набрызг». Обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «Набрызг», развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие, воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства. Продолжить осваивать технику – набрызг (многослойный). Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон. Листы бумаги, зубная щетка, трафареты, краска, салфетки Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей. Список использованных источников 1.Д.Н. Колдина Рисование с детьми 5-6 лет: : Мозаика-Синтез; Москва; 2010 2. Д.Н. Колдина. Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий»: Мозаика-Синтез; Москва; 2010 3.. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл. 4.В.В. Гаврилова «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет; Учитель; 2017г 5. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с. 6. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г. 7.И. А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками; Сфера; 2019г 8. Т.В. Смирнова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет»; Учитель; 2015г 9. Т.В. Смирнова «Учимся рисовать пластилином» для детей 5-7 лет. ФГОС ДО; Учитель; 2019г 10. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» ;«Карапуз-дидактика»,Москва ;2009