Программа развития МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 356 на 2024-2026 гг.pdf

Содержание
Раздел 1 Паспорт программы развития

4

Подраздел 1.1. Основания для разработки программы развития
Подраздел 1.2. Ответственные за разработку и реализацию стратегического
проекта
Подраздел 1.3. Общие затраты и источники финансирования реализации
программы развития
Подраздел 1.4. Анализ сферы реализации программы развития и формулировка
проблемы

4
5

Раздел 2 Сущность и окружение программы развития

11

Подраздел 2.1. Проблема
Подраздел 2.2. Цель программы развития
Подраздел 2.3. Задачи программы развития

11
11
12

Раздел 3 Характеристика выбранного способа

15

Проект 1. «Маленькие граждане Большого города»
Проект 2. «Развитие кадрового потенциала»
Проект 3. «Современная образовательная среда детского сада»
Проект 4. «Идущие вместе»

15
16
16
17

Раздел 4 Показатели эффективности программы

18

Раздел 5 План финансирования мероприятий программы развития

20

5
5

2

Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения - детский сад компенсирующего вида № 356 (далее по тексту – Программа,
программа развития) представляет собой управленческий документ, предусматривающий
реализацию комплекса мероприятий в дошкольной образовательной организации для
достижения
определенных
документами
стратегического
планирования
целей
государственной политики в сфере образования на принципах проектного управления.
Предпосылками к созданию Программы развития Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения - детский сад компенсирующего вида № 356
послужили изменения в образовательной политике Российской Федерации и Свердловской
области.
Целевые установки образовательной политики акцентируют внимание на обеспечение
доступности качественного образования, поддержку семьи и детства, в том числе и на
поддержку и развитие сети детских дошкольных учреждений, расширение спектра
образовательных услуг, информатизацию образования, включение в педагогический процесс
новых форм дошкольного образования, повышение профессиональной компетентности
педагогов.
Программа является локальным актом дошкольного образовательного учреждения.
Документ, после утверждения и согласования, является обязательным для исполнения всеми
участниками образовательных отношений. Программа составлена исходя из конкретного
анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности
внешнего окружения), специфики контингента детей, потребности родителей обучающихся,
а также с учетом возможных рисков, в процессе реализации Программы.
Сроки реализации Программы: 2024 –2026 годы (3 года)

3

Раздел 1
Паспорт программы развития
Наименование программы Программа
развития
Муниципального
бюджетного
дошкольного образовательного учреждения – детский сад
компенсирующего вида № 356
Юридический адрес
620086, г. Екатеринбург, ул. Пальмиро Тольятти, 14а
Фактический адрес
620086, г. Екатеринбург, ул. Пальмиро Тольятти, 14а
Адрес официального
https://356.tvoysadik.ru/
сайта
Учредитель
Департамент
образования
Администрации
города
Екатеринбурга
Подраздел 1.1. Основания для разработки программы развития
 Указ президента Российской федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
 Паспорт национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24 декабря 2018 года № 16);
 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20182025 годы (с изменениями и дополнениями), утверждена распоряжением Правительства РФ
от 26.12.2017 года № 1642;
 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 года
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
 Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (с изменениями на 08.11.2022 года)»;
 Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 года
№ 920-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие
системы образования и реализации молодежной политики в Свердловской области до 2025
года» (Подпрограммы: 2. «Качество образования как основа благополучия»,
3. «Педагогические кадры XXI века», 4. «Патриотическое воспитание граждан и
формирование основ безопасности жизнедеятельности обучающихся в Свердловской
области», 7. «Реализация национального проекта «Образование» в Свердловской области»);
 Постановление
Правительства
Свердловской
области
от18.09.2019
года
№ 588-ПП «Об утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года»;
 Концепция развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года, утверждена приказом Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д;
 Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года (утвержден Решением
Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2018 года № 12/81 «О внесении изменений в
Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 года № 40/6 «О стратегическом
плане развития Екатеринбурга»);

4

 Постановление Администрации города Екатеринбурга № 1523 от 07.06.2022 года «Об
утверждении Стратегического проекта «Екатеринбургское образование – стандарт «Пять
звезд».
Подраздел 1.2. Ответственные за разработку и реализацию стратегического проекта
Инициатор постановки проблемы: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение -детский сад компенсирующего вида № 356.
Координатор и ответственный за контроль и реализацию программы развития:
Заведующий Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения –
детский сад компенсирующего вида № 356.
Разработчики программы развития: инициативная группа: заведующий, заместитель
заведующего по воспитательной и методической работе, творческая группа педагогических
работников, социальные партнеры (родители (законные представители) обучающихся),
ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж».
Подраздел 1.3. Общие затраты и источники финансирования Программы
Таблица 1 Общие затраты на реализацию программы развития
Затраты
Сумма, руб.
На разработку проекта
0
На реализацию проекта
Итого

1 000 000,00
1 000 000,00

Таблица 2 Источник финансирования реализации стратегического планирования
Источник финансирования
Сумма, руб.
Бюджетные средства
135 000,00
Внебюджетные средства
865 000,00
Итого
1 000 000,00
Подраздел 1.4. Анализ сферы реализации программы развития и формулировка
проблемы
Целью программы развития МБДОУ - детский сад компенсирующего вида
№ 356 на 2018-2023 годы было «Создание воспитательно-образовательных, коррекционноразвивающих условий для здоровьесбережения воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья как основы их успешной адаптации к обучению в школе».
Достижение цели осуществлялось с помощью решения задач:
1. Скорректировать образовательный процесс в соответствии с современными
требованиями коррекционного образования для обеспечения всестороннего развития с
учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее по тексту – ОВЗ).
2. Создать адаптивную развивающую предметно-пространственную среду,
соответствующую требованиям реализации программы.
3. Обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников с ОВЗ
через формирование потребности в здоровом образе жизни у всех участников
образовательных отношений.
4. Расширить область взаимодействия детского сада с социумом (семьей, школой,
социокультурной средой) с целью развития и воспитания детей с ОВЗ.
5

5. Расширить объем дополнительных, в том числе платных, услуг с учетом
потребностей семей воспитанников.
По завершении реализации программы развития на 2018-2023 годы достигнуты
следующие результаты:
1. Нормативно-правовая и методическая база приведена в соответствие требованиям
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного образования и современным
направлениям развития психолого-педагогической науки и практики:
- с ученом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования для детей с тяжелыми нарушениями речи разработана адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья;
- оптимизировано внедрение в образовательный процесс парциальной программы
«СамоЦвет»;
- согласно плана программы реализованы 10 проектов: «Азбука здоровья», «Уроки
Мойдодыра», «Здоровячок», «Уроки этикета» «Я-Екатеринбуржец», «Когда говорят о
России, я вижу свой синий Урал», «Эко-школы/Зеленый флаг», «Мусор в дело», «Минимузей в детском саду», «Сказка своими руками»;
- подобраны механизмы, обеспечивающие слежение за качеством выполнения
адаптированной образовательной программы дошкольного образования – для контроля за
состоянием здоровья детей и определения готовности к обучению в школе в
образовательный процесс разработаны и внедрены индивидуальные образовательные
маршруты обучающихся.
2. Усовершенствована материально-техническая база дошкольного образовательного
учреждения:
- приобретено: спортивное оборудование для игр зимой и летом (лопаты детские – 50 шт.,
мини-лыжи – 10 шт., наборы для игр с песком и водой – 50 шт.; наборы для опытов и
экспериментирования – 4 шт., геоконт – 1 шт., наборы шахмат – 4 шт., конструкторы детские
(лего, тико) – 5 шт., мячи – 15 шт., массажные дорожки – 5 шт.; магнитные доски,
современный дидактический материал, программно-аппаратного комплекс для реализации
адаптированной образовательной программы – 23 шт.; приобретено музыкальных
инструментов и пополнение содержания костюмерной 15 шт.;
- приобретены 2 персональных компьютера, 2 многофункциональных устройства,
интерактивная доска с программным обеспечением по речевому развитию воспитанников с
ОВЗ;
- произведена замена детской мебели в групповых ячейках: кроватей – 38 шт., стульев
детских – 40 шт., столов – 15 шт., шкафчиков для одежды – 45 шт., 2 буфета;
- приобретен мягкий инвентарь для детей: наматрасники, покрывала, наволочки – 50
комплектов;
- проведен капитальный ремонт прачечной детского сада, 1 детского туалета, заменены полы
в 5 раздевальных помещениях, 6 устаревших оконных блоков произведен ремонт
канализационной системы здания;
- осуществлена замена систем пожарного оповещения;
- сделан ремонт 2 крылец;
- отремонтирована кровля здания дошкольной образовательной организации;
- отремонтирован холодный склад на территории детского сада,
- осуществлена санитарная обрезка деревьев на территории детского сада;
- на территории детского сада созданы: цветники и огород;
- приобретен стенд-навигатор по территории детского сада.
6

3. Обеспечены условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников с ОВЗ
через формирование потребности в здоровом образе жизни у всех участников
образовательных отношений: все участники образовательных отношений являются
активными участниками конкурсов различного уровня, направленных на формирование
навыков здорового образа жизни (ежегодный районный конкурс «Фестиваль здоровья»,
районные конкурсы методических разработок «Формирование культуры здорового питания
дошкольников», «Лучший центр познавательного развития в ДОУ», «Ритмическая мозаика»,
«Дидактическая игра/ игровое пособие для дошкольников по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма», городские экологические конкурсы и проекты
«Чистая вода России», «Добрый город», «Эко-Превращение», «Разговор о правильном
питании», «Эко-традиции», межрегиональный конкурс «Семь+Я», «Лэпбук как средство
развития детей дошкольного возраста» и др.).
4. Расширено сетевое взаимодействие МБДОУ – детский сад компенсирующего вида
№ 356 с образовательными организациями – организовано сотрудничество с МБУ ИМЦ
«Екатеринбургским Домом Учителя», ФГБОУ ВО «Уральский государственный
педагогический университет», ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», ГАПОУ
СО «Свердловский областной педагогический колледж» по вопросам повышения
квалификации педагогических работников:
- курсовую подготовку прошли 100% педагогических работников детского сада;
- подтвердили квалификационную категорию 6 педагогов;
- повысили уровень квалификационной категории (с первой на высшую) 5 педагогов;
- аттестовались впервые – 2 педагога;
- представили свой опыт в городской педагогической мастерской «Особенности
воспитательной системы ДОУ» - 3 педагога.
5. Осуществляется плодотворное сотрудничество с социокультурной средой города
Екатеринбурга: библиотекой им. В.Г. Белинского, музеем «Гамаюн», районным ресурсным
центром «ОРИОНЕкб», пожарной частью № 33 ОГПС МЧС России по Свердловской
области.
6. Реализован проект по информатизации процесса образования (качественное
функционирование сайта дошкольного образовательного учреждения, регулярное ведение
сообщества дошкольной образовательной организации в социальной сети «ВКонтакте»).
7. Открыты 3 платные образовательные услуги: «Театральная студия», «Вокал»,
«Риторика».
В детском саду созданы специальные условия для получения образования детей с
ограниченными возможностями в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
использование специальных образовательных технологий, методов, организации
коррекционных мероприятий учителями-логопедами, учителем-дефектологом, педагогомпсихологом. В детском саду осуществляется психолого-педагогическое сопровождение
детей с ОВЗ. В ходе реализации проектов выполнены мероприятия, направленные на
повышения качества образования и раскрытие творческих способностей детей дошкольного
с ограниченными возможностями здоровья с учетом их особых образовательных
потребностей.
Практический опыт транслировался в формате семинаров, мастер-классов для
педагогов учреждений Верх-Исетского района, города Екатеринбурга.
Сравнивая ожидаемые результаты с фактически достигнутыми, можно сказать, что
целевые показатели выполнены полностью. По результатам независимой оценки качества
условий осуществления образовательной деятельности учреждения соответствует оценке
«отлично», общий балл составляет 96 баллов.
Основополагающие целевые ориентиры программы развития определены исходя из
стратегических задач государственной политики в области развития образования РФ на
основе результатов внутренней оценки качества образования в детском саду.
7

В соответствии с основными направлениями развития воспитания требуется
обновление воспитательного процесса в детском саду с учетом современных достижений
науки на основе отечественных традиций. Таким образом, необходимо создать в детском
саду условия для повышения эффективности воспитательной деятельности, направленной на
формирование у детей высокого уровня нравственного развития, бережного отношения к
родной земле, природным богатствам России.
Особенностью организуемого в детском саду воспитательного процесса являются
воспитательные проекты, которые разрабатываются педагогическим коллективом. Уклад
детского сада задает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений,
включая социальных партнеров.
В соответствии с вступлением Приказа Министерства просвещения Российской
Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья», Федеральная адаптированная программа дошкольного
образования является стратегическим ориентиром политики детского сада.
Создание образовательного пространства дошкольной образовательной организации
предполагает создание в системе дошкольного образования в рамках дошкольного
учреждения условий: организационных, финансовых, кадровых, психолого-педагогических,
материально-технических условий, в том числе развивающую предметно-пространственную
среду, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования.
Особое внимание должно быть обращено на содержание образовательного процесса.
Таким образом, требуется обновление содержания образования: внедрение
современных образовательных методик, технологий, форм, способов работы с детьми,
учебно-методического обеспечения на основе сочетания отечественных традиций и опыта. А
также использование вариативных форм, способов, методов и средств реализации
адаптированной образовательной программы.
Решая проблему обновления содержания адаптированной образовательной
программы детского сада, запланировано пополнение линейки пособий, методического
обеспечения, игрового и развивающего оборудования.
Решить проблему обновления содержания адаптированной образовательной
программы детского сада в части, формируемой участниками образовательных отношений,
ориентированной на специфику социокультурных и региональных условий, позволяют
программы дошкольного образования «СамоЦвет», «Азбука безопасности».
Инновационная и экспериментальная деятельность в детском саду – один из
инструментов совершенствования содержания образования, которая позволяет освоить
новые образовательные технологии и методики, соответствующие современным
требованиям законодательства РФ.
Цель развития дошкольного образования - создание условий для доступного
качественного дошкольного образования, направленного на разностороннее развитие и
эмоциональное благополучие детей.
Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья, как части патриотического воспитания ребёнка.
возможно при участии детского сада в природоохранном социально-образовательном
проекте «Эко-школа/Зеленый флаг» по формированию у детей экологической культуры и
культуры любви к природе.
В рамках социального партнерства с региональным оператором по обращению с
твердыми бытовыми отходами Свердловской области ЕМУП «Спецавтобаза» возможно
реализовать эколого-просветительские мероприятия: экологические уроки для детей,
организацию экомероприятий (например, наглядное представление профессии «Водитель
мусоровоза» в рамках авторского образовательного мероприятия ЕМУП «Спецавтобаза»
«Мусороежка»), экологические лекции для педагогов.
8

В детском саду осуществляется и запланировано сотрудничество с различными
организациями и учреждениями на муниципальном уровне: ГБОУ «Речевой центр», ТПМПК
города Екатеринбурга «МБДОУ – детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга»,
ГБОУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ресурс»,
МОБО «Особый ребенок», МАОУ СОШ № 11, Библиотека им. К.Г. Паустовского
г. Екатеринбурга, Библиотека им. В.Г. Белинского г. Екатеринбурга, МБУ ДО ГДЭЦ, МАУ
ДО ГДТДИМ «Одаренность и технологии», Районный ресурсный центр «ОРИОНЕкб», ДПС
ГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу.
Совершенствование материально-технической базы детского сада, включая
развивающую предметно-пространственную среду является неотъемлемой частью
организации образовательного процесса.
В соответствии с рекомендациями по формированию инфраструктуры дошкольных
образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в детском
саду проведена оценка и анализ инфраструктуры, составлен перечень необходимых
материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных
возможностей детского сада.
Таким образом, в детском саду требуется создать обновленную инфраструктуру:
инвариантную и вариативную, обеспечивающую решение задач с учетом социокультурных,
региональных особенностей детского сада.
В вариативной части образовательной инфраструктуры дополняется учебнометодическими пособиями программы дошкольного образования «СамоЦвет», учебным и
мультимедийным оборудованием, в том числе игровыми пособиями, разработанными
творческой группой педагогов детского сада для реализации программы «Азбука
безопасности».
В детском саду в соответствии с частью, формируемой участниками образовательных
отношений, обеспечивающей решение задач с учетом социокультурных, региональных
особенностей требуется создание центров, оснащенных оборудованием и материалами,
атрибутами, которые будут способствовать развитию личности ребенка на основе народной
культуры.
Участие в городском образовательном проекте «Добрый город» при поддержке
Департамента образования Администрации города Екатеринбурга дает возможность дать
детям совместно с педагогами и родителями реализовать свои творческие проекты в
конкурсном движении.
В 2023 году в детском саду на 20% уменьшилось количество детей с 4 до 7 лет,
имеющих тяжелые нарушения речи, осложненные дизартрией. Это связано с нежеланием
родителей возить детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, из отдаленных
районов города Екатеринбурга, наличием большого количества детских садов, в которых
коррекция нарушений в развитии детей осуществляется в рамках платной образовательной
услуги. Таким образом, в рамках комплектования на 2024-2026 годы запланировано введение
группы компенсирующей направленности для детей младшего дошкольного возраста (от 3
до 4 лет), имеющих тяжелые нарушения речи и группы компенсирующей направленности
для детей с задержкой психического развития.
В рамках реализации предыдущей программы развития в детском саду реализован
комплекс мероприятий по развитию дополнительного образования детей в детском саду.
В 2018 году в детском саду были открыты 2 программы дополнительного
образования. К 2023 году перечень дополнительных программ расширен до 5. Данные о
численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программами дополнительного
образования, отражаются в информационном сервисе «Навигатор дополнительного
образования детей», сайте статистической отчетности «Управление Федеральной службы
государственной статистики по Свердловской области».
9

В связи с планированием комплектования на 2024-2026 годы, с целью увеличения
охвата детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающими дополнительные
образовательные услуги на базе детского сада, необходимо открыть востребованные
программы дополнительного образования физкультурной, оздоровительной и социальной
направленности.
В соответствии с указами президента Российской Федерации в рамках федерального
проекта «Успех каждого ребенка», входящего в состав национального проекта
«Образование», одним из механизмов выявления талантов и способностей детей, работа с
потенциальной одаренностью ребенка, психолого-педагогического сопровождения в
соответствии с индивидуальными образовательными потребностями ребенка является
конкурсное движение. Доля детей, охваченных конкурсным движением в детском саду
незначительная, доля детей победителей в конкурсах низкая.
Одним из способов комплексного развития способностей детей с ограниченными
возможностями здоровья служит участие в проекте «Профинжиниринг: от детского сада в
будущее», с использованием новых, в том числе дистанционных развивающих технологий на
основе взаимодействия педагогического коллектива и родителей по организации работы
групп сотворчества и взрослых.
В соответствии с национальными целями и стратегическими задачами развития
Российской Федерации, в частности - развития цифровой образовательной среды детского
сада, информационной безопасности, необходимо оборудовать рабочие места сотрудников
специализированными программными продуктами (средствами защиты) для автоматизации
рабочих процессов в решении профессиональных задач, непосредственно связанных с
организацией деятельности дошкольного образовательного учреждения. Обеспечить
применение информационно-коммуникационных технологий педагогическими работниками
детского сада в образовательной деятельности (Сферум).
Одним из наиболее значимых ресурсов детского сада являются педагогические
работники.
С 2018 года детский сад является стажировочной площадкой студентов
Свердловского областного педагогического колледжа и Уральского государственного
педагогического университета, что в дальнейшем поможет решить кадровый дефицит и
обеспечит возрастную ротацию педагогических кадров, есть возможность реализации указов
президента РФ в части организации наставничества.
В целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими
должностям на основе оценки их профессиональной деятельности квалификационную
категорию в детском саду имеют 93% педагогов, из них 1 квалификационную категорию –
43%, высшую квалификационную категорию - 50%. 7% педагогического состава детского
сада составляют молодые специалисты, в 2023 году впервые начавшие профессиональную
деятельность по должности.
Педагоги детского сада регулярно участвуют в конкурсах муниципального и
регионального уровня.
Повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам
прошли 100% педагогов. Но в постоянно меняющемся мире, обновлении содержания
дошкольного образования необходимо запланировать курсовую подготовку педагогических
кадров по программам МКДО, «СамоЦвет», «Цифровая образовательная среда».

10

Раздел 2
Сущность и окружение программы развития
Подраздел 2.1. Проблема
Таблица 3
Формулировка проблемы

Целевые группы

Снижение количества обучающихся ввиду нежелания
родителей возить детей в детский сад компенсирующего вида
из других районов города Екатеринбурга. Необходимую
коррекцию недостатков детей они получают в рамках
платной образовательной услуги детского сада или частных
центров развития.
Несоответствие современным требованиям учебноматериальной базы, потребность в обновлении содержания
образования.
Необходимость пополнения развивающей предметнопространственной среды для внедрения современных
технологий:
познавательной,
экспериментальноисследовательской деятельности.
Образовательная инфраструктура детского сада требует
обновления: высокий процент износа здания детского сада
(1964 года постройки) приводит к уменьшению возможности
сделать образовательный процесс разнообразным и
вариативным.
Проблема снижения охвата дополнительным образованием
детей в детском саду, которая возникла в связи с
уменьшением количества воспитанников, зачисленных в
дошкольное
учреждение,
посещающих
программы
дополнительного образования в детском саду, ряд программ
дополнительного образования теряют свою актуальность, в
следствие этого необходимо обновить перечень программ
дополнительного образования в соответствии с запросом
контингента обучающихся.
Низкий охват участия обучающихся в конкурсном
движении.
Внедрение принципов цифровизации в деятельность
дошкольного образовательного учреждения, развитие
различных цифровых инструментов, создание безопасной
цифровой среды.
Недостаточный уровень современных компетенций
педагогов для реализации задач в соответствии с ФАОП ДО,
МКДО. Невысокая мотивация педагогических работников к
внедрению современных образовательных технологий.
Низкая динамика вовлечения родителей в процессы
управления деятельностью детского сада.
Участники образовательных отношений: детский сад,
педагоги, обучающиеся и их родители.

Подраздел 2.2. Цель программы развития
Формирование образовательного пространства детского сада, обеспечивающего
доступность, вариативность (направленную на индивидуализацию) дошкольного
11

образования, дополнительного образования с учетом потребностей обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Подраздел 2.3. Задачи программы развития
Таблица 4
№ Задача
Результат
1.

2

Показатель, единица
Значение
измерения показателя
показателя
Обеспечение
Создание условий
Доля
детей Не менее
преемственности
для
получения подготовительных групп,
80 %
адаптированной
дошкольного
у которых по итогам
основной
образования детьми обследования
школьной
программы
с
различными зрелости
сформированы
дошкольного
особенностями
предпосылки к учебной
образования
и потребностями
деятельности
и
начального
Удовлетворенность
Не менее
образования
участников
80%
образовательных
отношений
качеством
предоставляемых
образовательных
услуг,
процент
Обновление
Модернизация
Количество групп, единиц
5
образовательной
развивающей
инфраструктуры
предметно(инвариантной
пространственной
и вариативной),
среды и развитие
в
том
числе качественной
развивающую
и
доступной
предметнообразовательной
пространственную
и творческой среды
среду,
Открытие
групп Количество детей, человек
21
обеспечивающую
компенсирующей
развитие ребенка
направленности: для
с
ограниченными детей с тяжелыми
возможностями
нарушениями речи
здоровья
от 3 до 4 лет;
задержкой
психического
развития
Создание системы Количество
вновь Не менее
дополнительного
введенных
3
образования
для дополнительных
развития
детских образовательных
способностей
программ
спортивной,
оздоровительной,
социальной
направленности, штук

12

Внедрение цифровой
образовательной
среды в детском
саду
Создание
инфраструктуры по
приобщению детей
к социокультурным
ценностям

3

Развитие кадрового
потенциала детского
сада в соответствии
с
потребностями
современной
системы
образования

Рост доли педагогов
и административных
работников,
повышающих
уровень
профессионального
мастерства

Доля детей, охваченных
дополнительным
образованием, процент
Количество
оборудованных
рабочих
мест
сотрудников
специализированными
программными
продуктами, единиц
Количество
созданных
центров в группах
и помещении детского
сада
в
рамках
регионального компонента
по приобщению детей
к культуре Урала, города
Екатеринбурга,
страны,
единиц
Доля
педагогических
работников, повысивших
свой профессиональный
уровень в рамках работы
инновационных
и
экспериментальных
площадок, процент
Доля
педагогических
работников,
представивших
опыт
практических результатов
образовательной
деятельности, процент
Наличие среди работников
победителей и призёров
конкурсов
профессионального
мастерства
(муниципальный,
региональный
и всероссийский уровни)

Не менее
80%
1

6

Не менее
60%

Не менее
40%

Не менее
50%

13

4

Создание
условий
для
приобщения
детей
(в соответствии
с возрастными
и индивидуальными
особенностями)
к
базовым,
социокультурным
ценностям
путем
объединения усилий
семьи,
детского
сада,
социального
партнерства

Доля
сотрудников,
ведущих работу в качестве
эксперта и (или) тьютора,
консультанта, наставника
по
соответствующей
специализации;
по
реализации Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования; по вопросам
развития
системы
образования, аттестации
педагогических
и
руководящих работников
Доля
педагогических
работников,
имеющих
высшую
квалификационную
категорию
Взаимодействие
Доля
родителей,
с
родителями участвующих
обучающихся,
в мероприятиях детского
непосредственное
сада, процент
вовлечение их
в образовательную
деятельность, в том
числе посредством
создания проектов
совместно с семьей
на основе выявления
их потребностей
и инициатив
Участие
Доля детей, охваченных
обучающихся
конкурсным движением,
в
конкурсном процент
движении
Победы и призовые места
детей в официальных
мероприятиях различного
уровня и направленности,
процент

Не менее
15%

Не менее
50%

Не менее
50%

Не менее
60%
Не менее
30%

14

Раздел 3
Характеристика выбранного способа
Механизмом реализации программы развития является осуществление мероприятий и
достижения целевых показателей реализуемых проектов в рамках программы развития на
2024-2026 годы:
Проект 1 «Маленькие граждане Большого города».
Проект 2. «Развитие кадрового потенциала».
Проект 3. «Современная образовательная среда детского сада».
Проект 4. «Идущие вместе».
Важно подчеркнуть, что выделенные направления построены на принципе
интеграции, то есть взаимопроникают и взаимодополняют друг друга, что позволяет сделать
программу развития целостным стратегическим документом, реализовать идеи, привлечь к
реализации стратегического документа весь кадровый потенциал МБДОУ. С целью контроля
достигаемых результатов применяется метод оценки выполнения мероприятий для
определения достижений по реализации проектов по сравнению с запланированными
характеристиками как во время стадии реализации (промежуточные показатели), так и после
ее завершения (итоговые показатели). Промежуточные результаты используются для
внесения изменений в проекты программы развития, итоговые показатели констатируют
эффективность ее реализации.
Проект 1. «Маленькие граждане Большого города»
Задачи проекта:
- создать в детском саду систему патриотического воспитания, основанную на
интегрированном подходе;
- организовать развивающую предметно-пространственную среду, помогающую
сформировать у дошкольника предпосылки гражданственности на основе знакомства с
родным городом;
- настроить взаимодействие с социальными партнерами с целью обмена опытом, расширения
познавательных интересов и опыта дошкольников их родителей (законных представителей).
Данный проект реализуется через комплекс мероприятий при участии родителей и
социальных партнеров:
- посещение музеев города Екатеринбурга, библиотек;
- организация экскурсий по улицам, находящимся непосредственно рядом с дошкольной
образовательной организацией;
- создание выставочного пространства «Мой любимый Екатеринбург» (фотографии и
сотворчество детей и родителей);
- эколого-просветительские мероприятия, проводимые с региональным оператором по
обращению с твердыми бытовыми отходами ЕМУП «Спецавтобаза»;
- социально-образовательный проект «Эко/школы/Зеленый флаг»;
- участие в проектах МБУ ДО ГДЭЦ, МАУ ДО ГДТДИМ «Одаренность и технологии»;
- взаимодействие с МАОУ СОШ № 11.
Завершающим
мероприятием
проекта
станет
«Познавательная
тропа».
«Познавательная тропа» – это специально оборудованный в здании детского сада и на его
территории маршрут, «проходящий» через различные культурные и экологические объекты.
На маршруте дети и родители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную
(стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация познавательной тропы
– одна из форм формирования нравственной культуры личности, которая повышает
ответственность людей за сохранение культурного наследия родного города, способствует
воспитанию чувства любви к природе, своей родине.
15

Главная особенность познавательной тропы в том, что посещать объекты можно по
выбору детей. А так как их достаточно много, значит, тропа становится системообразующей
формой организации образовательного процесса, позволяющего обеспечить открытый
конец каждого занятия, умение планировать интересные познавательные встречи на тропе.
Основная часть объектов тропы находится на прогулочных участках, что дает
возможность детям ежедневно проявлять инициативу и самостоятельность, быть в роли
экскурсовода данного объекта по желанию в любое время.
Познавательная тропа, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий,
наблюдений, может быть использована для организации мониторинговой и проектной
деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения познавательных
праздников, развлечений, а также социальных акций, включая акции по уборке территории и
уходу за посаженными растениями.
Познавательная тропа может использоваться во все сезоны года.
Участниками проекта являются воспитанники дошкольного образовательного
учреждения, педагоги, родители. Доступная, интересная информация на объектах
познавательной тропы даётся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Проект 2. «Развитие кадрового потенциала»
Задачи:
- развивать кадровый потенциал детского сада в соответствии с потребностями современной
системы образования;
- повышать уровень профессиональных компетенций педагогов, способствующих
профессиональному росту, саморазвитию и самосовершенствованию.
Задачи решаются посредством мероприятий:
- системные плановые мероприятия в рамках методической работы в дошкольном
образовательном учреждении, направленные на создание системы непрерывного обучения
для освоения современных информационных и педагогических технологий, изучение опыта
работы других педагогических коллективов (вебинары, методические дни, мастер-классы,
участие в методическом объединении педагогических работников города Екатеринбурга
«Педагогический потенциал»);
- реализация программы повышения квалификации педагогических и руководящих
работников детского сада на 2024-2026 годы (в приоритете предусматривается прохождение
курсов по направлению регионального компонента образовательной программы
«СамоЦветы», по программам МКДО и цифровая образовательная среда);
- изучение возможного вступления детского сада в реализацию инновационных и
экспериментальных площадок, мероприятий научно-методического сопровождения
(вебинары, конференции, семинары-практикумы);
- участие педагогических работников в профессиональных и творческих конкурсах,
трансляция опыта.
Детский сад является стажировочной площадкой для практики студентов
Свердловского областного педагогического колледжа и Уральского государственного
педагогического университета.
Проект 3. «Современная образовательная среда детского сада»
Задача: обновлять образовательную инфраструктуру (инвариантную и вариативную),
в том числе развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающее развитие
ребенка с ОВЗ.
Задача связана с необходимостью модернизации образовательной инфраструктуры
дошкольного образовательного учреждения связи с внедрением АОП ДО и современных
требований оснащения детского сада.
16

В перспективе запланировано оснащение образовательного пространства детского
сада достаточным количеством современного игрового оборудования, конструкторами,
пособиями, оборудованием для экспериментирования, предназначенным для оснащения
практико-ориентированных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, направленных
на расширение их представлений об объектах и явлениях природы, оборудованием для
формирования экологической культуры дошкольников (метеоплощадка). В вариативной
части инфраструктуры запланировано создание центров для реализации регионального
компонента для приобщения дошкольников к традициям и культуре своего народа.
Запланировано оснащение сенсорной комнаты в детском саду.
Проект 4. «Идущие вместе»
В последние годы в обществе растет интерес к семье и семейному воспитанию. Этому
способствуют многие факторы, в первую очередь те проблемы, которые сопровождают
современную семью. Разрешение выделенных проблем представляется весьма
затруднительным, так как семья является закрытым социальным институтом, имеющим свои
представления о том, как взаимодействовать с детьми, сохраняющая и передающая
индивидуально-вариативные традиции воспитания и развития детей, не всегда совпадающие
с общепринятыми общественными и нормативно-правовыми нормами и установками.
Учитывая, что большинство родителей – молодые люди, только начинающие семейную
жизнь и сталкивающиеся со многими трудностями воспитания и развития своих детей,
актуальным становится реализация данного проекта. Тем более важен тот факт, согласно
указу президента Российской Федерации, 2024 год объявлен годом семьи.
Потенциал дошкольного образовательного учреждения позволяет охватить большой
пласт решения проблемы воспитания и развития дошкольника, в первую очередь
предоставить родителю все возможности для знакомства с современным миром детства,
программ, с помощью которых можно устранить недостатки в развитии ребенка с ОВЗ и
обогащения своей педагогической компетентности с целью активного включения в решение
образовательных задач детского сада.
Задачи:
- создание единого социально-образовательного пространства для родителей. Детский сад
является посредником между родителем и представителями социально-культурного
пространства города, занимающимися проблемами дошкольного детства. Это пространство
необходимо для определения задач, которые стоят перед современным родителем;
- целостное представление об особенностях развития дошкольника с ограниченными
возможностями здоровья, о тех трудностях и проблемах, с которыми может столкнуться
современная семья, имеющая ребенка дошкольного возраста;
- взаимоподдержка родителей, обмен интересными идеями, опытом решения воспитательных
задач.
Для реализации задач необходимо обеспечить взаимодействие родителей, педагогов и
представителей педагогического и академического сообщества города с целью
популяризации статуса компетентного родителя. Повышение психолого-педагогической
компетенции родителей с помощью информационно-коммуникационных технологий будет
оснащено созданием в профессиональном сообществе детского сада в социальной сети
ВКонтакте виртуального путешествия «Остров секретов», где педагоги и специалисты будут
отвечать на интересующие вопросы родителей.

17

Раздел 4
Показатели эффективности программы развития
Таблица 5
Задача

Обеспечение
преемственности
адаптированной
основной
программы
дошкольного
образования
и
начального
образования
Обновление
образовательной
среды,
обеспечивающей
развитие
детей
дошкольного
возраста
с ограниченными
возможностями
здоровья

Наименование контрольного
показателя

Единица
измерения
показател
я
Доля
детей
подготовительных Процент
групп, у которых по итогам
обследования школьной зрелости
сформированы предпосылки
к учебной деятельности

Приведение образовательной среды
детского сада в соответствие
требованиям
Федеральной
адаптированной
образовательной
программы
дошкольного
образования
Внедрение
в
образовательный
процесс проектов «Современная
образовательная среда детского
сада»,
«Маленькие
граждане
Большого
города»,
«Идущие
вместе»
Приобретение
игрушек
и
методического материала
Доля
детей,
охваченных
дополнительным образованием
Приобретение
оборудования
и
средств обучения для организации
дополнительных образовательных
программ
Количество приобретенных игр,
входящих
в
комплекс
образовательной
программы
«СамоЦвет»
Количество созданных центров в
группах и помещении детского сада
в рамках регионального компонента
по приобщению детей к культуре
Урала,
города
Екатеринбурга,
страны

Плановое значение
показателя по годам
2024
2025 2026
год
год
год
80
85
90

Процент

50

100

100

Процент

25

50

100

Штук, по мере финансирования
Процент

50

60

80

Штук

-

7

8

Штук

-

5

5

Единиц

-

2

4

18

Развитие
кадрового
потенциала
детского сада
в соответствии
с потребностями
современной
системы
образования

Создание условий
для приобщения
детей
(в соответствии с
возрастными
и
индивидуальным
и особенностями)
к
базовым,
социокультурным
ценностям путем
объединения
усилий
семьи,
детского
сада,
социального
партнерства

Доля педагогических работников,
повысивших
свой
профессиональный
уровень
в
рамках работы инновационных и
экспериментальных площадок
Доля педагогических работников,
имеющих
квалификационную
категорию
Доля педагогических работников,
представивших опыт практических
результатов
образовательной
деятельности
Самообразование педагогов по
направлениям программы развития
Ведение личной страницы (сайта,
блога) с целью повышения уровня
образовательной
компетентности
родительской общественности
Доля педагогических работников,
выполняющих функции наставника
Доля родителей, участвующих в
мероприятиях детского сада
Доля обучающихся, участвующих в
конкурсах различного уровня от
общей численности детей детского
сада

Процент

-

30

60

Процент

93

100

100

Процент

25

32

40

Процент

50

75

100

Процент

60

80

100

Процент

30

50

75

Процент

20

40

70

Процент

22

30

55

19

Раздел 5
План финансирования программы развития
Таблица 6
Мероприятия

1

2

3

Ответственные
лица

Источник
финансирования

Планируемые
Итоговые
ежегодные
затраты,
затраты, тыс. руб. тыс. руб.
2024 2025 2026
Задача 1. Обеспечение преемственности адаптированной основной программы
дошкольного образования и начального образования
Анализ
Заместитель
Внебюджетные
0
0
0
0
развивающей
заведующего
средства
предметнопо
пространственной
воспитательной
среды
и методической
на
соответствие работе
требованиям
адаптированной
образовательной
программы
дошкольного
образования
Приобретение
Заведующий,
Внебюджетные
25
25
50
учебнозаместитель
средства
методического
заведующего
пособия
по
образовательной
воспитательной
программы
и методической
«СамоЦвет»
работе
Обновление
Заведующий,
Бюджетные
15
20
25
60
материальнозаместитель
средства
технической
базы заведующего
дошкольного
по
образовательного
воспитательной
учреждения
и методической
в соответствии
работе
с
потребностями
(приобретение
игрового,
развивающего
оборудования,
методических
пособий
для
организации
образовательного
процесса)

20

3

4

5

6

7

8

9
10

Задача 2. Обновление образовательной инфраструктуры (инвариантной и вариативной), в
том числе развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую
полноценное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Приобретение
Заведующий
Бюджет
23
25
40
90
оборудования
и
средств
обучения
Внебюджет
15
20
27
62
для
организации
дополнительных
образовательных
программ
Оборудование
Заведующий,
Внебюджет
35
35
70
дополнительного
завхоз
рабочего
места
сотрудников
специализированны
ми программными
продуктами
Приобретение игр, Заместитель
Бюджет
15
15
входящих
заведующего
Внебюджет
15
15
30
в
комплекс
образовательной
программы
«СамоЦвет»
Участие в конкурсе Заведующий,
0
0
0
0
на получение гранта заместитель
по
оборудованию заведующего
метеоплощадки
Оборудование
Заместитель
Внебюджет
10
10
11
31
в здании детского заведующего,
сада
центров, педагогические
отражающих
работники
региональный
компонент
по
приобщению детей
к культуре Урала,
города
Екатеринбурга,
страны
Участие в конкурсе Заместитель
0
0
0
0
на получение гранта заведующего,
на
оборудование педагогические
сенсорной комнаты работники
Замена
оконных Завхоз
Бюджет
50
100 130 280
блоков
Замена
входных Завхоз
Внебюджетные
60
70
70
200
дверей
средства

21

11

12

13

14

15

16

Задача 3. Развитие кадрового потенциала детского сада в соответствии с потребностями
современной системы образования
Обеспечение
Заведующий, Бюджетные
20
20
20
60
возможности
заместитель
средства
для непрерывного
заведующего
Внебюджетные
15
15
15
45
и
планомерного
средства
повышения
квалификации
педагогических
кадров (курсы
по
направлениям
«СамоЦвет2, МКДО,
цифровая среда)
Создание
условий Заведующий, Внебюджетные
0
0
0
0
для
участия заместитель
средства
педагогических
заведующего
работников
в
профессиональных
конкурсах
Транслирование
Заведующий, Внебюджетные
1
1
1
3
педагогами
заместитель
средства
практических
заведующего
результатов
профессиональной
деятельности
Задача 4. Создание условий для приобщения детей (в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями) к базовым, социокультурным ценностям путем
объединения усилий семьи, детского сада, социального партнерства
Участие детского
Заместитель
Внебюджетные
2
2
2
6
сада в социальнозаведующего
средства
образовательном
проекте
«Эко/школы/Зеленый
флаг»
Участие в городском Заместитель
Внебюджетные
0
0
0
0
образовательном
заведующего
средства
проекте
«Добрый
город» Департамента
образования
Администрации
города
Екатеринбурга
Обеспечение участия Заместитель
Внебюджетные
0
0
0
0
обучающихся в
заведующего
средства
конкурсах
различного уровня

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».