Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа
дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее –
ТНР) МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 356 (далее –Программа)
разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября
2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной адаптированной
образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте
России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149) (далее – ФАОП ДО).
Нормативно-правовой основой для разработки
Программы являются следующие нормативно-правовые документы:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля
2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9
ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. №
371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
‒ распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
‒ федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября
2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
‒ федеральная адаптированная образовательная
программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от
24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г.,
регистрационный № 71149);
‒ Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте
России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573);
‒ Устав МБДОУ - детский сад компенсирующего вида
№ 356;
‒ Программа развития МБДОУ - детский сад компенсирующего
вида № 356.
Программа отвечает образовательному запросу
социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста
в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных,
индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе
достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного
возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа в соответствии с требованиями
Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную
записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и
задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее
освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает
описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы,
методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная
среда; характер взаимодействия с взрослыми; характер взаимодействия с другими
детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей (программу коррекционно-развивающей работы).
В Организационном разделе программы
представлены, условия реализации программы и ее материально-техническое
оснащение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности организации предметно-пространственной
развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические, кадровые и
финансовые условия реализации программы. В части финансовых условий должны быть
описаны особенности финансово-экономического обеспечения дошкольного
образования детей дошкольного возраста с ТНР.
‒ Обязательная часть Программы соответствует ФАОП
ДО, ее объем составляет не менее 60% от ее общего объема.
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений, составляет не более 40% и ориентирована:
‒ на удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с нарушением ТНР;
‒ на специфику (национальных,
социокультурных и иных условий, в т.ч. региональных, в которых осуществляется
образовательная деятельность);
‒ на сложившиеся традиции МБДОУ - детский
сад компенсирующего вида № 356 (далее – МБДОУ);
‒ на выбор парциальных образовательных
программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени
соответствуют потребностям и интересам детей с ТНР, а также возможностям
педагогического коллектива и МБДОУ в целом.
Реализация Программы предусматривает
взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с
учётом общих принципов дошкольного образования и специфических принципов и
подходов к формированию АОП ДО для обучающихся с ТНР.
Программа является основой для преемственности
уровней дошкольного и начального общего образования.
В группах компенсирующей направленности для
обучающихся с ТНР осуществляется реализация Программы, которая ориентирована на
детей с 4 лет до 7(8) лет.